СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА И КАЛМЫКИ

Вчера, 12:50 | Общество, История

Название статьи, как представляется, наверно, не только автору, но и читателям, имеет свои особенности. Они связаны с историей нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

В БИТВЕ НА ВОЛГЕ
В Красной Армии защищали Родину более 50 тыс. уроженцев Калмыкии, из них, по оценкам историков, более 30 тыс. были калмыки. Более 7 тыс. воинов из Калмыкии приняли участие в Сталинградской битве. Калмыки воевали в рядах 62-й и 64-й армий в самом Сталинграде, в 51-й и 28-й армиях, бившихся на южном фасе Сталинградского фронта, стояли на смерть в боях на основных направлениях немецкого удара по Сталинграду. Воины-калмыки находились на Юго-Западном, Юго-Восточном, Донском, Воронежском фронтах, служили на Волжской и Каспийской военных флотилиях, принимавших участие в разгроме врага. Например, упорное сопротивление, оказанное воинами 110-й отдельной калмыцкой кавалерийской дивизии в июле на Дону, позволило выиграть время для организации обороны на подступах к городу. 110-я ОККД в боях на донском направлении задержала наступавшие с севера на Сталинград немецкие войска, позволив советскому командованию организовать оборону города. В самом городе отличились (назову только несколько имен) Б. Яшкулов, Э. Халенгинов (погиб), бравшие Мамаев курган; Г. Хохолов (защитник дома Павлова), В. Гаряев (погиб при обороне завода «Баррикады»), У. Манджиев (бился за завод «Красный Октябрь»), П. Чурюмов (сражался в районе вокзала Сталинград-1), И. Бадюшев, М. Очиров, Б. Петкиев, А. Нармаев, Г. Ванькаев, Н. Мукабенов, Д. Индяев. Воины-калмыки участвовали и в пленении командующего 6-й немецкой армии Паулюса.
В ходе Сталинградского наступления были награждены орденами и медалями С. Боркаев, Н.К. Буджалов, Б.М. Бюляев, Б.Б. Джинцанов, A.M. Ефремов, М.С. Инджиев, Б.К. Лиджиев, З.Ш. Сенглеев, Б.С. Усунцынов и др. Пали смертью храбрых Н.А. Боктаев, В.К. Дроботов, М. Корнусов, М.К. Натыров, М. Тостаев (погиб при захвате аэродрома в Тацинской), Б.Г. Хонгоров и др. Павших в боях более 1000 человек. В Сталинградском наступлении участвовали М. Авеев, Б. Джувалов, С. Кензеев, Б. Очиров, Н. Сарангов, М. Руднев, А. Тамбаев, М. Чванов и др. В 3-м мехкорпусе служили старший лейтенант Х. Очиров, позже гвардии капитан, представленный посмертно за форсирование Днепра к званию Героя Советского Союза (награжден орденом Ленина), и минер рядовой П. Лузанов (награжден орденом Красной Звезды и медалями); в 3-м гвардейском кавкорпусе – А. Бамбуев (представлялся к ордену Красной зЗвезды, награждён медалью «За отвагу»), Б.К. Лиджиев (орден Красной Звезды). Награждены медалью “За отвагу” А. Ковалев, А. Беляков, И. Лютов, Ф. Сидоров, медалью “За боевые заслуги” – С. Симонов, С. Лавгинов, Л. Утнасунов.
На Донском фронте награжден орденом Красной Звезды З. Джамбинов, медалью
«За отвагу» А.Д.Киктеев, А.О. Кичиков (также награжден медалью «За боевые заслуги», орденами Красного Знамени и Красной звезды), П.М. Саранов и др. В Каспийской флотилии отличились К. Гаряева, З. Манджиева, В. Очирова (Кектеева), Н. Паляева, М. Петкеева (Теблеева), А. Самтонова, М. Сумьянова, А. Шургучиева (Сангаджиева) и др.
ГЕНЕРАЛ ЕРЁМЕНКО
Страницы военной истории даже в изученных вопросах все еще хранят тайны. Так, например, глава администрации Волгограда несколько лет назад в «Российской газете» писал, что до сих пор не установлено число погибших мирных жителей Сталинграда (42 тыс. или 300 тыс.), неизвестны имена ополченцев, погибших военнопленных (фашисты вокруг города соорудили 47 концлагерей). Да и, как утверждают историки, неизвестна вся правда о Сталинградской битве. Одним словом, «белых пятен» в истории войны все еще много.
Возникают сложности, проистекающие из методологических основ в оценке Великой Отечественной войны, вызванные пересмотром некоторыми бывшими союзными республиками (ныне суверенными государствами) хода, процессов и итогов войны, в результате чего происходит переоценка ценностей. Безусловно, подобные действия политиков и представителей научного мира вызывают ответную реакцию в российском научном сообществе. Есть и проблемы, связанные с недооценкой вклада регионов, прилегавших к Сталинградской области, в дело победы в битве на Волге.
Сталин существенным образом определял общественно-политическое восприятие Сталинградской битвы в истории Великой Отечественной войны. С позиции современной истории становится ясным, что он придавал большое значение данному сражению со стороны круга лиц, имевших отношение к величайшему сражению Великой Отечественной войны, оказавшему кардинальное влияние на дальнейший ее ход. Так, например, судьба командующего Сталинградским фронтом генерал-полковника (маршал СССР c 1955 года) Андрея Еременко (на фото) наталкивает на подобный вывод.
Об отношении Сталина к военачальникам во время войны написано много как мемуарной литературы, так и научной. К личностям, судьбу которых определяло решение Сталина, можно отнести и маршала Советского Союза Еременко. Из мемуаров талантливого военачальника предстает его героическая и сложная судьба. Имя Андрея Ивановича, командовавшего Сталинградским фронтом, было незаслуженно оттеснено на второй план. После Сталинградской битвы генерал Еременко не назначался командующим фронтом на направлении главного удара. Он командовал Калининским фронтом, особой Приморской армией, недолгое время был во главе I и II Прибалтийских фронтов. К концу войны был назначен на должность командующего 4-м Украинским фронтом, на параде Победы он командовал сводными соединениями этого фронта. Надо сказать, Сталин не баловал Еременко наградами: он не был удостоен ордена Победы, ему не присвоили звание маршала Советского Союза (маршалом он стал в 1955 году), но проявлял к нему заметное внимание.
В августе 1941 года Еременко стал генерал-полковником и был назначен командующим Брянским фронтом. В октябре 1941-го германские войска начали наступление на Москву. В результате обходного маневра немцев войска Брянского фронта под командованием Еременко восточнее Брянска попали в окружение. Генерал вел себя храбро и мужественно, почти непрерывно находился в боевых порядках сражающихся войск, но при попытке выхода из окружения получил тяжелое ранение и был отправлен в Москву. Самолет, который должен был доставить раненого командующего, был сбит. Но Еременко и пилот остались живы, правда, удар о землю был таким сильным, что командующий надолго потерял сознание. Потому Сталину поначалу доложили, что Еременко погиб. 15 октября 1941 года в Центральном военном госпитале его навестил Верховный Главнокомандующий. Еременко – единственный, которого Сталин навещал в госпитале. При подготовке Смоленской наступательной операции Сталин по существу единственный раз за время войны выехал на фронт – прибыл к генералу Еременко на Калининский фронт. Только с ним встретился Верховный Главнокомандующий, не удостоив вниманием даже членов военного совета, не говоря уже о других высших чинах фронта.
С лета 1942 года генерал-полковник Еременко, назначенный командующим Сталинградским фронтом, руководит обороной Сталинграда. После окружения немецко-фашистских войск под Сталинградом по приказу Ставки 1 января 1943 года формируется Южный фронт, командовать им назначили А. Еременко. Фактически отстоявший город генерал посчитал такое решение неверным и написал о своем мнении в Ставку. Сталин ответил, что заслуги Еременко, командовавшего двумя фронтами, всем известны, а кто будет добивать Паулюса – не имеет значения.
О причине такого отношения Сталина к Еременко можно только строить предположения. Напрасно иные историки недооценивают Сталина. Возможно, Сталин тогда понял, что враг может дойти до города, носившего его имя, и он, хорошо разбиравшийся в людях, уже готовил генерала Еременко к новой роли. А когда враг был разбит – не стал создавать вокруг имени генерала ореол славы. Но вместо наград и званий, которыми он не баловал военачальника, Сталин открыто проявил личное отношение к Еременко, что было индульгенцией полководцу. И все должны были это понимать. Таковы были политические правила Сталина. Возможно, так следует объяснять отношение Сталина к Еременко, с которым могли олицетворять Победу в Сталинграде? Не хотел ли Сталин избежать персонификации победы в этой битве? Нам известно, как он поступал с Жуковым после удачных стратегических операций, как он направил его после Победы командовать округом в Одессе. Умело расставил акценты Сталин и в руководстве войсками в битве на Курской дуге. Известно, как распорядился с приоритетами во время взятия Берлина. Все эти примеры – суть алгоритма действий политика и стратега, умело выстраивавшего, как оказалось, историческую память о войне, а в конечном итоге – историю страны и народа, личности руководителя. Исходя из подобного подхода к событиям великой битвы, можно понять и дальнейшие действия Сталина, когда он перекроил даже административно-территориальное пространство региона на астраханском направлении.
ВЕЛИЧАЙШЕЕ СРАЖЕНИЕ
И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
На южном фасе Сталинградского фронта не было нужного количества войск, что грозило непредсказуемыми последствиями в случае удара противника на астраханском направлении. Возникает вопрос, почему гитлеровское командование не вело наступление через калмыцкие степи. Здесь не было даже сплошной линии фронта. Части 28-й армии стойко держали оборону на узком участке у калмыцкого села Хулхута, прозванного немцами Калькуттой. Только ли летний зной, пески, безводное пространство были тому причиной? Или немцы тоже были ориентированы на «политику»: во что бы то ни стало взять город, носивший имя советского руководителя? Неужели военная стратегия периода второй мировой войны не ушла далеко от стратегии прошлых эпох? Неужели продолжали решать судьбу войны, захватывая столицы, крепости, личные владения правителей?
Победа в войне для нас стала естественным событием, мы не задумываемся над тем, каким образом удалось одолеть советскому народу несокрушимого врага, завоевавшего Европу. Даже изменение общественного строя в стране не повлияло на гражданские, нравственные, психологические аспекты в оценке войны. Три фактора, объединившие усилия советских людей, способствовали достижению конечной цели в войне. Это героические сражения на передовой, самоотверженный труд советских людей, самопожертвование в тылу врага. Кроме того, был четвертый фактор, влиявший на Победу, – это борьба советских воинов в движении Сопротивления на территории ряда европейских стран, оккупированных фашистами.
Все факторы Победы были задействованы жителями Калмыкии в годы Великой Отечественной войны. Разрозненные свидетельства, если их собрать воедино, помогут создать широкую картину участия жителей Калмыкии как в боевых действиях, так и их трудовые усилия для победы под Сталинградом.
Но итоги сражения оказались трагичными для калмыцкого народа. Его обвинили в измене Родине и предъявили коллективную ответственность, в результате чего автономная республика была ликвидирована, а калмыцкая часть населения депортирована в сибирские регионы.
Николай МАНДЖИЕВ
(Продолжение следует)