Географическая мобильность селян

Сегодня, 11:43 | История

Список социальных проблем села продолжает расти, все они связаны с ухудшением демографической ситуации (старение населения и миграционные потоки, низкие уровень и качество жизни). Жизненные установки селян связаны, в первую очередь, с перспективами трудовой занятости и восходящей мобильности (качественного образования для детей, возможности построения карьеры). В большинстве сельских поселений республики нет возможности их реализовать.

Отсутствие ясных перспектив вынуждает часть сельских жителей покидать родные места в поисках работы в столице Калмыкии, других регионах. Одновременно с этим наблюдается тенденция перемещения селян в населенные пункты, которые находятся в территориальной близости к Элисте (50 и менее км). Село Троицкое – единственный населенный пункт в республике, где население существенно возросло. Назовем основные привлекательные факторы, влияющие на географическую мобильность. Во-первых, селяне, отработавшие в городе, возвращаются в села, расположенные недалеко от Элисты, ведь проезд по времени занимает не более часа. Во-вторых, поселки, расположенные недалеко или вблизи оживленных федеральных автомобильных магистралей, имеют выгодное местоположение, что также способствует усилению мобильности селян из глубинки. В-третьих, в данных сельских пунктах налажена социальная инфраструктура: они газифицированы, обеспечены водопроводом. Все эти факторы способствуют активной маятниковой миграции населения из отдаленных сельских пунктов в села, территориально приближенные к городу.
В 2022 году довелось побеседовать с таксистом. Выяснила, что он живет в Приютном, которое находится в 66 км от Элисты, и каждое утро привозит на работу четырех односельчан, а вечером доставляет их домой. Это явление, прежде единичное, сегодня, постепенно расширяясь, распространяется с каждым годом. Как видим, расстояние ежедневной маятниковой миграции постепенно увеличивается.
В масштабах района также наблюдается маятниковая миграция в районный центр из ближайших населенных пунктов: родители не только ежедневно ездят на работу сами, но и отвозят своих детей в детские дошкольные учреждения, школы.
В одном из районов сообщили, что учеников нескольких небольших сел доставляют на занятия на школьном автобусе, и эти дети составляют большую часть контингента обучающихся. Таким образом, отсутствие школ не является основным фактором, способствующим оттоку селян. Описанные ситуации убедительно показывают, что активно происходит смена функций современного села республики – от производства к проживанию и отдыху. Главная причина этого явления – отсутствие крупного селообразующего предприятия, в котором в советские времена было занято почти все взрослое население.
Оставшиеся коллективные хозяйства не способны решить проблемы трудоустройства сельских жителей. С объемом работ справляется малая группа работников, равная по численности одной бригаде прежнего совхоза. Модернизация в крупных предприятиях освобождает рабочие руки, которые остаются не у дел. Поэтому по-прежнему большинство современных сельских жителей в поисках источников существования вынуждены покидать пределы родных сел и даже республики, чтобы решать свои жизненные проблемы.
Однако есть и другая модель поведения. Немало сельских жителей не покидают родное село по разным причинам, находя новые варианты проживания в привычной локации. С середины 2010-х население небольших сел, расположенных вблизи от города (в нашем случае это Элиста, но возможны Волгоград, Астрахань, ставропольские райцентры – любые небольшие города), в рабочее время занято в городах, а на отдых возвращается в село. Такая модель поведения не позволяет селу исчезнуть, а способствует продолжению полнокровной жизни и поступательного развития.
Разделяю мнение башкирского социолога М. Туракаева о том, что «мобильная трудовая занятость не способствует существенному развитию глубинки, но в то же время не дает разрушиться и деградировать всей социально-экономической и социокультурной системе сельских районов».
Понятно, что усиление пространственных перемещений населения ведет к опустошенности поселений. Требуется поиск ресурсов (материальных и нематериальных), которые способны возродить село, сельскую жизнь, вернуть им былую мощь и жизнеспособность. Для улучшения социально-экономической ситуации в сельских территориях необходимо создавать условия для самозанятости, развивать социальную инфраструктуру села.

Людмила НАМРУЕВА,
кандидат социологических наук