«БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ, ФУТБОЛ!»

30-01-2020, 11:47 | Спорт

83-летний А. М. Очиров – явление в калмыцком футболе уникальное. Он - первый и пока единственный калмык, не считая зарубежных земляков, кому довелось сыграть в матче международного уровня. Александр Манджиевич также является первым тренером-калмыком элистинского «Уралана». Но, впрочем, все по порядку.
- Александр Манджиевич, я вас помню еще со школьных лет. Тогда, во второй половине 60-х годов, нас на бортовой машине привозили из соседнего поселка на матчи «Уралана», ворота которого вы защищали. Как так случилось, что вы стали вратарем?
- Этот вопрос всегда задают голкиперам. И часто они отвечают, что некого было поставить в ворота, так им пришлось стать вратарями. У меня все было по-другому: никто не просил занять место в воротах. Мне с детства нравилось быть голкипером, отражать удары, ловить и перехватывать мячи. Так было в детстве, юношестве и в армии.
- Выходит, в армии вы тоже играли?
- О, еще как! Я служил в Красноярском крае и постоянно принимал участие в первенстве этого региона. В турнире играли 16 команд: 8 гражданских и 8 армейских. То были настоящие битвы! Гражданские бились за премии, а мы, солдаты, за отпуска, увольнения. И наша команда всегда была на первых ролях, чемпионом края. Помню, в 1959 году в г.Красноярск приехала сборная Китая, чтобы встретиться с нашей командой. Я играл первый тайм, который завершился нулевой ничьей. Во второй половине матча меня заменил другой вратарь. В итоге матч завершился вничью – 1:1. Выходит, я был первым калмыком, кому довелось сыграть в матче международного уровня.
- Знаю, что вы являетесь игроком «Уралана» первого созыва. Как это случилось?
- Вернувшись из Сибири в Элисту я, как большой любитель футбола, часто приходил на стадион погонять мяч. Сюда же приходили остальные ребята-футболисты. Мы познакомились, подружились и вскоре по основании команды стали играть за Элисту с футболистами близлежащих регионов.
- Когда был основан «Уралан» и кто стоял у истоков его создания?
- В 1957 году, когда мы стали заниматься футболом, никакой команды не было. Она появилась позже, в 1958 году, на предприятии «Автобаза № 9» треста «Калмстрой». На первых порах это была команда «Строитель». Название «Уралан» ей дал руководитель автобазы Александр Борисович Очиров. В команде я стал играть в 1960 году, вернувшись из армии. «Уралан» в те годы участвовал в чемпионатах Калмыкии и был постоянным победителем и обладателем кубка. Мы тогда являлись работниками треста «Калмыкстрой» и нам разрешалось работать до обеда. А во второй половине дня мы тренировались и играли. А уже затем, с 1966 по 1970 год, «Уралан» стал выступать в первенстве СССР, в классе «Б». И все это время, а это ни много ни мало десять лет, я был бессменным вратарем «Уралана».
- Кто в те годы вместе с вами играл в «Уралане»?
- Володя Манджиев, Жора Мукабенов, Вадик Богданов, Володя Никулин, Володя Борисенко и другие.
- Болельщики со стажем, вспоминая Владимира Манджиева, называют его Модуном. Откуда пошло у него это прозвище?
- Тогда у многих уралановцев были прозвища. Володю Манджиева звали Модуном из-за того, что он был крепок, как дуб. От него отлетали соперники, как горох от стенки. Володю Никулина называли Патрис Лумумба, потому что цветом кожи был похож на африканца. А Жору Мукабенова болельщики нарекли Чичрдг. Жора, когда владел мячом и хотел обыграть соперника, то начинал трястись всем телом.
- С кем из них вы дружили?
- Со многими. Но особенно с Модуном, Володей Манджиевым. Это был потрясающий футболист. Он обладал завидными физическими данными, взрывной скоростью, сильными ударами с обеих ног, набором обманных движений. Помню, его пригласили играть за ставропольское «Динамо». Он уехал туда, но через две недели вернулся домой. Пришел ко мне и говорит: «Не могу я, Саша, вне Калмыкии жить. Для меня очень важно видеть близких людей», - а на глазах у него - слезы. К тому времени у него было двое детей.
- Говорят, у него было трое детей.
- Да, и каждого из них мы с Володей втайне от руководства команды, что называется, «обмывали». Жаль Володю, рано ушел из жизни. Заболел туберкулезом и умер.
- А как у вас сложилась дальнейшая судьба после завершения спортивной карьеры?
- Последний свой матч сыграл в г.Астрахани. Потом пошел работать тренером в группу подготовки резерва «Уралана». Поработав в этой должности несколько лет, перешел помощником главного тренера «Уралана». В этом амплуа довелось сотрудничать со многими тренерами: Петровым, Кузьменко, Котовым, Лариным. В те годы кандидатуру на пост главного тренера назначало бюро обкома партии. Когда в 1983 году Ларин уходил из «Уралана», у него спросили, кого вы видите своим преемником. «Очирова», - ответил Ларин. Так я стал первым наставником-калмыком команды «Уралан». В должности главного тренера проработал пять лет, с 1979 по 1984 год.
- По вашим словам выходит, что обком партии курировал главную команду республики. Доводилось ли вам встречаться с Басаном Бадьминовичем?
- Да, дважды. Однажды игроки и тренеры находились на базе, которая располагалась в Элисте на улице Гагарина. Было лето. Футболисты отдыхали, был тихий час. Капитан команды Климов вышел на улицу, а затем, быстро вернувшись, сообщил мне, что в беседке сидит Городовиков. Встреча Городовикова с командой не планировалась. Я вышел к генералу, поздоровался и сообщил, что команда отдыхает, спросил разрешения поднять игроков. Но Басан Бадьминович попросил не будить их. И у нас с первым секретарем обкома вышла неформальная беседа о делах и проблемах команды. К этому времени завершился отдых футболистов, и они затем также приняли участие в общении с руководителем Калмыкии. Басан Бадьминович похвалил команду за победу в третьей лиге, пожелал новых успехов. Беседа получилась откровенной, мы рассказали о своих проблемах, которые с его помощью затем были решены.
- Что вы сейчас, с высоты прожитых лет, думаете о том времени?
- Я с благодарностью вспоминаю годы, проведенные в «Уралане». Счастлив, что мне довелось принимать участие в возрождении калмыцкого футбола, играть за главную команду Калмыкии. С нашим участием «Уралан» из обычной городской команды стал командой мастеров класса «Б», затем мы вошли в третью лигу, а потом пробились во вторую лигу отечественного футбола. Футбол подарил мне много друзей, знакомых, эмоции, переживания. Я благодарен судьбе за это!

Василий ШАКУЕВ