Фермеры научились преодолевать трудности

Фермерский (индивидуально-препринимательский) уклад в разной степени частоты встречается на селе. Занятость в КФХ выполняет важную социальную функцию, так как, «несмотря на примитивный технологический уровень, низкую капиталоемкость, невысокий уровень человеческого капитала, он канализирует издержки социального развития общества в виде поглощения трудовых ресурсов, которые за пределами этого вида занятости остались бы не у дел».
Результаты нашего анкетного опроса показывают, что в целом свое крестьянско-фермерское хозяйство имеют менее десятой части респондентов из всего выборочного массива, независимо от возраста. Однако молодые респонденты от 31 до 40 лет и более опытные респонденты старше 60 лет владеют КФХ чаще, чем в других возрастных группах. Нанимаются к фермерам респонденты наиболее трудоспособного возраста – от 31 до 40 лет, а респонденты двух последующих возрастных групп (среднего и предпенсионного) в меньшей степени задействованы в КФХ. Следует отметить, что молодые жители, участвовавшие в анкетировании, показывают большую вовлеченность в деятельность фермерских хозяйств, нежели респонденты других возрастных групп. За ними следуют представители среднего возраста. Эти данные, на наш взгляд, свидетельствует о том, что у фермерских хозяйств есть большое будущее.
Один из вопросов анкеты позволил определить, как много селян желают организовать собственное фермерское хозяйство. Оказалось, это желание в разных возрастных группах проявляется по-разному. Так, четверть (25%) опрошенных имеют желание организовать такое хозяйство. Причем наиболее сильная мотивация характерна для молодых респондентов 31-40 лет, наименьшая мотивация у предпенсионеров (по всей видимости, они трудоустроены и не хотят терять работу ради ведения хозяйства, требующего огромных усилий и денежных вложений).
В целом почти половина опрошенных не хочет заниматься ведением КФХ, особенно сильное нежелание отмечается у респондентов предпенсионного и пенсионного возраста: они-то понимают всю сложность этого вида деятельности, да и физические силы с возрастом, конечно, уменьшаются.
Для четверти опрошенных этот вопрос оказался сложным, так как не каждый сельский житель решится заниматься таким ответственным и подчас рискованным делом. Ведение крестьянско-фермерского хозяйства требует не только экономических, сельскохозяйственных, финансовых знаний, но и обязательных коммуникативных способностей (умение вести деловые контакты, договариваться), наличия соответствующих личностных качеств (предприимчивость, рачительность, готовность и умение рисковать и т.д.). Не имеющие желания вести КФХ, безусловно, критически подходят к набору своих качеств, понимая, что от успешного руководителя, адаптированного к работе в рыночных условиях, требуются «квалификация, бизнес-интуиция и организаторские способности».
Далее рассмотрим, какие факторы влияют на положительную мотивацию создать КФХ. 11% ответивших на данный вопрос указали, что в связи с ухудшением условий жизни в селах из-за отсутствия финансирования у них возникает стремление организовать КФХ. 10 % респондентов заявили, что у них есть знания, силы и способности сделать свое хозяйство доходным.
В настоящее время многие сельхозорганизации не способны конкурировать с сильными крупными предприятиями (агрохолдингами), поэтому они прекращают свою деятельность. В связи с этим огромное количество бывших специалистов и работников, не желая покидать родные края, решаются на открытие собственного КФХ.
Среди ответивших на данный вопрос респондентов 7,5% уверены, что им под силу преодолеть огромное количество проблем, связанных с ведением КФХ, и что они способны оставить своим детям в наследство рентабельное хозяйство. Еще меньшее количество респондентов (всего 2,2%) уходят из коллективного хозяйства, так как не хотят работать под руководством непрофессионалов, не знающих аграрную отрасль.
Главным барьером, препятствующим активным сельским жителям взяться за создание КФХ, являются отсутствие средств для организации хозяйства и возможности приобретения скота, техники и др.
По мнению отечественных исследователей, средства, выделяемые на сельское хозяйство, в том числе на импортозамещение, перетекают в банки и крупные корпорации. Два десятка аграрных олигархов получают почти всю господдержку (95%). Оставшуюся небольшую часть (5%) делят между более 52 тыс. сельхозорганизаций (бывшие совхозы и колхозы), 27 тыс. микропредприятий и более 216 тысяч КФХ. В такой ситуации сложней всего фермерам.
Сельские респонденты не готовы рисковать своим спокойствием, тем состоянием и доходами, что получают от своих семейных подворий. Ведение КФХ сопряжено с огромным количеством проблем, среди них, прежде всего, «неопределенность в земельных отношениях – на оформление земли в аренду уходит в среднем около двух лет. Земля находится в частной собственности, в руках хозяев, скупивших в трудные времена земельные паи за бесценок. В некоторых случаях земли не обрабатываются и квалифицируются как заброшенные. Но и в том случае, когда хозяева сдают их фермерам в аренду, они могут в любой момент отказать в аренде земли, уже обработанной фермером, или продать ее». Из ответов части респондентов следует, что органы муниципальной власти не спешат с поддержкой сельчан, желающих взять землю для ведения КФХ.
Амархан САРАНГОВА