Подвиг матери

22-12-2022, 18:58 | Общество, Память

Когда мы освежаем в памяти годы жизни в Сибири, в первую очередь, с теплотой и сыновней благодарностью вспоминаем наших матерей. Как будто о них красноречиво сказал поэт Н.Некрасов:
Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила,
Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла…

Именно на их хрупкие плечи легла забота о детях, родителях. И от них зависело: выживем мы или нет в той холодной и суровой Сибири. Где только ни работала мама, чтобы прокормить нас. В жестокий мороз, по колени в снегу, они пилили и рубили деревья, на себе носили и грузили бревна на сани. И так целый день.
Чтобы помочь матери, наш тринадцатилетний брат Муутл пошел работать в колхоз.

И однажды он, находясь в поле, припрятал за пазухой две-три пригоршни зерна и принес домой. Следом за ним явился с обыском вездесущий комендант с подручными. Брат даже не успел спрятать принесенное зерно, и все, что он принес, было обнаружено. Комендант грозно спрашивает: «Кто своровал?». Вперед выходит наша мама и говорит: «Я!». Брат просит мать: «Не надо, мама!», но она была непреклонна. Комендант, обращаясь к матери, говорит: «Пойдем в комендатуру».

А оттуда её утром увезли в райотдел милиции. Мы вдвоем с сестренкой Наташей бежали следом за телегой, плакали и кричали: «Мама! Мама!!!». Комендант хлестнул коня, и мама вся в слезах уныло махнула нам рукой… Брат, опустив голову, долго шел по дороге, по которой увезли нашу маму. Сестра Мария незадолго до этого умерла от кори. Пришли мы втроем в опустевший без матери дом и долго тоскливо сидели. Узнав о нашем горе, пришла соседка тетя Лукерья Черкасова (тетя Луша, как мы её звали) и принесла нам вареную картошку. Мы сытно поели. До поздней ночи ждали маму, но её всё не было. Утром бежали навстречу каждой телеге, ехавшей по дороге, по которой увезли нашу маму. Нет, нигде её не было. Дни шли за днями, наша мама не приезжала…
Потом люди нам сказали, что нашу маму посадили в тюрьму. За что? За две-три пригоршни зерна. Горю нашему не было предела, когда мы узнали от людей, что маму посадили на восемь лет. Мы, маленькие дети, ничего не понимали в тот момент, что же произошло? Поняли только одно: мама наша в тюрьме. Сполна пришлось нам хлебнуть горя без матери. Трудно даже и сейчас вспоминать то время. Одно мы хорошо запомнили на всю жизнь: доброту и заботу о нас живших с нами рядом людей, русских и калмыков.

Через полтора года наша любимая мама вернулась домой. Всё это время она трудилась сутками, чтобы быстрее увидеть своих детей.

Прошли годы… Калмыки вернулись в родные места, и наша семья обосновалась в с. Уманцево Сарпинского района. Наш Муутл стал знатным чабаном, затем его назначили бригадиром. Он вступил в партию, своим упорным трудом завоевал уважение и почет среди односельчан. На областной партийной конференции Муутл Альдаев был избран членом обкома КПСС, это свидетельствовало о высокой оценке его труда и активной жизненной позиции. Он стал достойным сыном своего народа. А если бы нашего брата осудили в те далекие годы за две пригоршни зерна? В том случае его имя было бы запятнано, и на всю жизнь могло остаться клеймо судимости: светлая дорога впереди была бы закрыта. Только потом мы поняли поступок нашей матери. Это был подвиг самопожертвования во имя будущего своего сына. Только мать может решиться на такое мужество ради спасения своих детей.

Мы, младшие в семье дети, видели, как Муутл с того дня, когда наша мама вернулась из тюрьмы, и до последних дней ее жизни всячески оберегал, по-сыновьи лелеял её, искренне и горячо любил её. Нам казалось, что этим он пытался загладить вину за все, что пришлось испытать ей в тюрьме и дальнейшей многострадальной жизни в годы ссылки.

Брат работал в колхозе «40 лет Октября» Сарпинского района в течение двадцати с лишним лет бригадиром, часто навещал нас. Тогда мы уже жили в п. Большой Царын Октябрьского района. Не успев открыть калитку, Муутл кричал: «Аак, мама! Где ты?». Нам казалось, что ему никто кроме матери не нужен. Так он самозабвенно любил её. Вместе с ним в наш дом словно влетали его шумный голос, любимые песни, запах полыни и ковыля, дуновение вольного степного ветра.
Потом мать и сын долго сидели, вспоминали Сибирь, людей, с кем пришлось жить, смеялись и грустили. Мать смотрела на возмужавшего сына и внутренне гордилась им: она видела, как вырос и поднялся ее Муутл, чего достиг своим трудом в этой жизни, заслужил уважение и почет не только в своём колхозе и районе, но и в республике.

Приняв по-мужицки немного горячительного, лихо двигал по привычке широкими плечами, щелкал пальцами, стукнув каблуками, Муутл обращался к матери: «Аак! Мама! Домбран цоктн!» Мама доставала из заветного угла свой музыкальный инструмент, который прошел с ней суровый путь до далекой Сибири и обратно, удобно усаживалась, ласково, как только может мать, улыбаясь, начинала перебирать струны своей неизменной спутницы-домбры. И в эти минуты все от мала до велика – рядом с мамой, и начинался наш семейный праздник. Красиво и неповторимо играла материнская домбра, звучала родная калмыцкая мелодия. Муутл, гордо подняв голову, играя плечами, отплясывал под аккомпанемент мамы. Мы с великой радостью и гордостью смотрели на этот праздник матери и сына. Многое проходило перед моими глазами: смерть близких людей, голод, холод, унижения, трудное детство и многое другое.

Глядя на маму и брата, повидавших всё в той холодной Сибири, мы искренне гордились ими: своими близкими и всем калмыцким народом, который выжил назло всем смертям, вернулся из Сибири, строил и созидал на родной земле. И благодаря своему мужеству и стойкости, а порой героизму, наш народ выстоял. Несмотря на то, что был выслан навечно на верную смерть. Нет, не суждено было сбыться воле вождя народов!

Справедливо будет, если мы скажем, что, только благодаря материнской любви и стойкости, выжили калмыцкие дети. Жертвуя всем во имя своих детей, они спасали будущее калмыцкого народа. И эти дети, такие, как я и старше нас, вернувшись из Сибири, подняли и отстроили республику. Сколько славных сыновей и дочерей нашего народа добились успехов, неувядаемой славы в советское время! Среди них – Герои Социалистического Труда, депутаты Верховного Совета СССР, руководители краснознаменных колхозов и совхозов, деятели культуры и искусства.

Александр АЛЬДАЕВ,
заслуженный работник культуры РФ,
почетный гражданин РК