Кодекс чести ойрат-калмыцкого народа

04-02-2020, 09:33 | Общество

Наши предки, ойрат-монголы, в 17-18 веках образовали ойратский союз, который состоял из трех государств: Джунгарского, Калмыцкого и Хошеутовского ханств. Их владения простирались от Дона до Енисея по широте и от Урала до Индии по долготе. Разумеется, чтобы на этой обширной территории царили мир и порядок, ойраты соблюдали утвержденные на курултаях свои обычаи (моральные нормы), которые можно еще назвать Кодексом чести ойрат-калмыков. Эти правовые нормы регулировали общественно-политическую, военную и бытовую жизнь кочевников.
Одна из заповедей Кодекса гласила: «Помни везде, что ты - потомок древнего и благородного ойрат-монгольского народа, а поэтому не имеешь права на недостойный поступок». И в этих заповедях перечисляли, что подразумевается под недостойными поступками. Запрещалось укрывать пленных, бежать с поля боя. Если бежит один воин, наказанию подвергались десять воинов, если десять – то сотня и т.д. Запрещалось бросать товарища в беде, уклоняться от армии. За указанные проступки виновные в военное время наказывались смертной казнью.
Довольно жестким у ойратов было уголовное право. Жестоко наказывались убийцы, лгуны, воры, уличенные в прелюбодеянии, грабители. В зависимости от тяжести преступления нарушители наказывались ударами палками до смертной казни.
Другой принцип гласил: «Знай историю своего народа и края - это знание укрепит твой дух, возвеличит душу, придаст силы в трудные минуты жизни».
Кстати, этот обычай до сих пор жив в современных калмыцких семьях. Многие калмыки (особенно мужчины) знают своих предков, как минимум, до седьмого колена и передают свои знания подрастающему поколению. Удивляет, как мудры были эти наставления, ибо в далекой Сибири знание своих традиций, истории и культуры позволяло спецпереселенцам сохранять силу духа, верить в лучшие времена, что и впоследствии и произошло.
Следующий пункт связан с предыдущим. «Не считай себя человеком, пока не освоишь языка, обычаев и искусства своего народа», - говорится в нем. Многие ойраты были блестящими знатоками героического эпоса «Джангар», множества жанров устного народного творчества.
«Постоянно работай над физическим и духовным совершенствованием, закаляй и укрепляй здоровье, чтобы быть достойным своих великих предков», - гласил следующий посыл. И эта заповедь всегда соблюдалась нашими предками, ибо степняки испокон веков были воинами и прекрасными наездниками. Зачастую малыша сажали на коня до того, как он умел ходить.
«С великим почтением относись к старшим, а более всего - к родителям, даровавшим тебе жизнь», - говорилось в следующем тезисе Кодекса степняков. И он неукоснительно выполнялся в степном обществе. Молодежь почтительно относилась к старикам, вставала, когда в юрту входил старший по возрасту человек, молодые не имели права первыми с ним здороваться, начинать разговор, просить у стариков прикурить.
Другой обычай требовал: «Как высшую заповедь предков усвой истину – величие человека никогда не измерялось богатством, а лишь мерой мужества и труда, отданного во имя Отечества». И то, что ойрат-калмыки свято исполняли это требование, говорит история. В многочисленных боях и походах наши предки были искусны, храбры и умелы, о чем свидетельствуют исторические источники.
«Всегда помни о том, что все хорошее и плохое, что ты делаешь в жизни, обернется тебе сторицей», - еще одно поучительное назидание наших предков. Этот принцип также «работает» до нынешних дней, ибо многие из нас знают истину: чем больше хорошего ты сделаешь в этой жизни, тем больше приобретешь благ, или, как говорят, калмыки, дала сян керг кех дутман дала буйнта болхмнч.
А еще ойрат-калмыки старались вести себя скромно и с достоинством при разговорах, общении. Недаром в Кодексе также есть слова о том, что «в разговоре больше слушай, меньше говори и никогда не бахвалься. Среди людей много тех, кто умней и сильней тебя».
Обычаи степняков также требовали от них избегать ссор и скандалов. «В ссоре с глупцом ты станешь глупее, а умного собеседника полезнее просто выслушать. Опасайся мысли: «Чем он лучше меня?», которая много раз разрушала Отечество. Если ты истинный патриот, докажи это делом», - учили трактаты кочевого народа.
Много полезных нравоучений содержалось в бытовом и семейном праве. Они учили быть умеренным в еде и питье (это одно из требований монгольской этики). «Торжества и поминки - не повод для обжорства», - считали ойрат-калмыки.
Согласно обычаям, молодые люди должны были выбирать невесту (жениха) не только по красоте лица и тела, а по наличию ума и чести, а также по традициям фамилии и семьи.
А еще они должны были всегда помнить о том, что забота о потомстве и воспитание в детях сильного духа - святая обязанность каждого человека.
Кодекс чести предков наставлял наших предков никогда не оскорблять ничьих национальных и религиозных чувств, ибо каждый народ – дар Божий.
«Будь всегда во всем человеком чести. Пусть ни голод, ни холод, ни страх смерти не сломят твоего духа», - призывали старинные обычаи ойрат-калмыков.
Несмотря на то, что степному законодательству несколько веков, многие его требования актуальны и по сей день.

Чингиз БАДМИЕВ