Танец длиною в жизнь

29-08-2019, 12:11 | Современник

Галина Манджиева - профессиональная балерина и преподаватель классического танца .
- Галина Ильинична, вы родились в Сибири. Помните ли хотя бы что-то из своего сибирского детства?
- Родилась я в Алтайском крае, в селе Ключи, а рядом в 10 километрах находилось село Сростки - родина Василия Макаровича Шукшина. Запомнились маленькие бревенчатые дома и тайга вокруг, она помогала и спасала нас своими дарами в те тяжелые послевоенные времена ссылки. Были продуктовые карточки на хлеб и сахар, которые иногда теряла. Первые три года начальной школы помню смутно, мне казалось, что школа находилась очень далеко от нашего дома. Все взрослые - на работе, а я была предоставлена себе, собиралась в школу и готовила самостоятельно уроки.
- Можно ли сказать, что «судьба вас вела» к профессии?
- В 1959 году, после восстановления автономии республики, мы приехали в Калмыкию, через год у меня произошла случайная встреча с педагогом из Ленинграда, которая решила мою дальнейшую судьбу. С этим педагогом мы дружили все годы, которые я провела в Ленинграде, а также после окончания училища. Звали её Елизавета Николаевна Громова. А вообще, во время учебы в училище, у меня сложились теплые отношения со многими преподавателями: педагогом по историко-бытовому танцу Мариной Борисовной Страховой, педагогом по истории балета Мариэттой Харлампиевной Франгопуло, и другими наставниками. Педагог музыки Евгения Марковна Межерицкая, которую все боялись, постоянно забирала меня к себе домой, где мы занимались уроками музыки.
- Какое наиболее яркое воспоминание осталось от учебы?
- Одновременно со мной, курсом старше, учился Михаил Барышников, он также брал уроки у Евгении Марковны. Общалась с Рудольфом Нуриевым, он жил этажом выше, в актерском общежитии, и часто приходил к нам в гости, так как со мною учились студенты из Башкирии, и он навещал своих земляков. Жили в одной комнате на 20 человек. Тогда мы были совсем юными, учились первый год, а Нуриев уже год, как танцевал на сцене Мариинского театра.
- Расскажите, пожалуйста, о мастер-классах ведущих артистов балета?
- Что вы! В то время не было практики проводить мастер-классы. Но на нас, учеников, неизгладимое впечатление производили посещавшие наше училище такие мастера сцены, как Г. С. Уланова, М. М. Плисецкая, В. В. Васильев, Е. С. Максимова. Мы с восторгом смотрели в замочные скважины репетиции легенд мирового балета.
- Знаю, что ещё студенткой вы танцевали партии в таких спектаклях, как «Дон - Кихот» Минкуса, «Спящая красавица» П.Чайковского, «Раймонда» И.Глазунова, «Жизель» Адана. Прекрасный дебют. Но, даже получив направление в известнейший Новосибирский театр оперы и балета, вы возвращаетесь в Калмыкию. Почему?
- Всю производственно-балетную практику мы проходили, участвуя в репертуарных спектаклях в театре им. С.М.Кирова и в Малом Оперном театре. После окончания училища по настоянию Министерства культуры Калмыкии моё направление в Новосибирский театр оперы и балета было аннулировано, так же, как и приглашение в коллектив ансамбля народного танца Сибири под руководством М. Годенко. И я приехала на работу в Калмыкию. В то время остро не хватало специалистов по классическому танцу. Я решила получить второе образование, поступив на двухгодичные курсы педагогов по методике проведения специальных дисциплин при Ленинградском хореографическом училище.
- Практически все хореографы республики (и не только) прошли «через ваши руки», или «руки» ваших учеников. Вы десятки лет преподавали классический танец наряду с другими дисциплинами, ваши ученики танцуют во многих странах мира, ваши бывшие студенты состоялись как профессионалы. Что бы вы сказали сейчас всем им, окажись они все в одном зале?
- Наша профессия и красивая, и трудная одновременно. Отдавайте ей все силы!
- Галина Ильинична, вам присвоено звание заслуженного работника культуры РК, вы побеждали в республиканском конкурсе «Учитель года», обладаете высоким званием «Почетный работник просвещения». Но что для вас в жизни - высшая награда?
- Для меня высшая награда в жизни - успехи моих учеников.
- Мне хотелось бы обратиться к вам сейчас не как к профессионалу, а как к женщине. У вас прекрасная семья, вы очень заботливая, любящая жена. У вас очень уютный дом. Признаюсь, что для многих ваших учениц вы всегда были и остаётесь эталоном стиля. Полагаю, что мои стихи, посвящённые вам, а в вашем лице и всем остальным танцовщицам, понравятся читателям:
Балерина, балерина
Ах, как хороша!
В белоснежной пелерине
Тонкая душа.
В вечной музыке движений
Переборы ног,
Красота прыжка, круженье
Стонов, стен и стоп.
Все и всех перетанцуешь-
Мир, любовь и жизнь...
Чьи-то чувства, чьи –то судьбы,
В вихре закружишь.
В этой легкости фальшивой
кажется другим:
Ты, как бабочка, красива,
И легка, как дым.
Но поймать тебя не смея,
Взглядом обожгут.
Крылья нимфы, крылья феи-
Все переживут.
В мнимой хрупкости таится
Гордая душа.
Балерина, чудо-птица,
Ах, как хороша...
- Спасибо вам за стихи. Пользуясь случаем, хочу пожелать читателям газеты «Хальмг ўнн» крепкого здоровья, мира и согласия в семье, и... чтобы всегда у всех находилось немного времени для такого прекрасного вида искусства, как танец!

Светлана ГАВРАЕВА