Тысячелетняя тайна народа войлочных стен

30-01-2021, 07:59 | История

Многие европейцы боялись кочевников, по их мнению, они были людоедами и монстрами. Как все мы знаем, гунны первыми начали массовое переселение из степей современной Монголии и Манчжурии в Европу. В итоге, это вторжение привело к тому, что многие оседло-земледельческие народы стали искать покровительство у ослабленной Римской империи. Гунны дошли до Галлии (современная Франция), разбили римско-германские войска и ушли обратно в неизвестность, оставив много слухов о диких смуглолицых и коренастых воинах.

Легенды о кочевниках на протяжении столетий окутывали страхом умы европейцев, порождая стереотипы о «диком» кочующем племени, чья внешность кардинально отличалась от привычной для рядового европейца. Эти стереотипы сыграли на руку правителям России, которые просили калмыцких ханов отправлять на войну с европейцами целые тумены калмыцких воинов, прибывших недавно из джунгарских владений. Специфическая монгольская внешность для европейца была лишь дополнением к тем ужасам, о которых европейцы слагали легенды и предания со времен гуннов.
Самое страшное для них то, что степняки, принимавшие участие во многих войнах с древних времен, являлись потомственными воинами, чье ремесло – постоянная перманентная война, а под руководством лучших вождей-нойонов такие бойцы становились вовсе несокрушимы.
Для оказания психологического давления на неприятеля целенаправленно распускались слухи о том, что иррегулярные части русской армии состоят из «дикарей и людоедов». Профессор Б.Бергман в начале 19-го века указывал, что «в Семилетней войне калмыки для устрашения врага имитировали каннибализм: «Калмыки-старики уже смеются над страхом, который они не раз нагоняли на пруссаков, и приписывают этому обстоятельству то, что король Пруссии скоро, по их мнению, запросил мира». Немецкий пастор Теге описал вхождение калмыков и казаков на территорию Пруссии: «Несколько тысяч казаков и калмыков с длинными бородами и суровым взглядом, с невиданным вооружением – луками, стрелами и пиками, проходили по улице. Вид их был страшен и вместе с тем величествен. Они тихо и в порядке прошли город и разместились по деревням, где были отведены им квартиры…».
Этим воспользовалось русское командование, накануне взятия Парижа. Из калмыков и башкир составили особый отряд. Воинов раздели до пояса. В полуобнажённом виде с громкими криками они должны были создать кольцо вокруг определенной территории и безостановочно скакать рысью, создавая впечатление бесконечности отряда. Командующие российскими войсками предупредили французскую сторону, что в случае сопротивления запустят своих степных «дикарей» в город на пару-тройку дней. Парламентеры не понимали, что это одни и те же всадники мчатся по кругу, и их страх нарастал.Благодаря такой репутации, наши предки под командованием нойона Тюменя удостоились с триумфом войти в Париж на верблюдах, повергнув в шок парижан. За боевые заслуги многие нижние чины и офицеры получили повышение в звании, наградное оружие, государственные знаки отличия, а нойон Сербеджаб Тюмень, под которым в боях пало семь лошадей, был удостоен звания полковника, орденов Святого Георгия и Святой Анны, золотой сабли «За храбрость», других орденов и медалей.
Понять тайну кочевого народа только лишь взглянув на их образ жизни и внешность,недостаточно, их взгляды на жизнь – вот ключ к пониманию! Известный журналист и доктор медицинских наук Ю. А. Сенкевич думал над этим: «Энергия степи питала волю и мужество великих завоевателей прошлого. По этой земле прошли орды древних монголов и гуннов, на ней хазары строили свои города. Для многих народов степь была родным домом. Сотни километров на восток или на запад. Какая разница? Про степь слагали легенды и песни. Её боялись и боготворили. И в наши дни степь продолжает жить своей особой жизнью. Масштабы и особая атмосфера степи поражают каждого, впервые оказавшегося здесь».
Какая завеса тайны хранила кочевников и делала их сокрушительной мощью? Что представлял из себя внутренний мир степного воина? Надеюсь, что нить их своеобразной культуры не затеряется в глобализации, и потомки будут помнить заветы и наследие, оставленные предками.
Арван КАРМАНОВ