- Строить дороги лучше и качественнее
- Символ авторской архитектуры: как изменилась роль застройщиков в формировании городского ландшафта
- Правительство Республики Калмыкия запускает новую субсидированную полетную программу, открывающую прямые рейсы из Элисты в Анталью
- Айс Петяев – чемпион Европы!
- «В служении верном Отчизне клянусь!»
- Это было тридцать лет назад...
Из плеяды созидателей

Одна судьба нам смертным суждена,
Все мы как есть, со славой и без славы,
Исчезнем вдруг, как исчезают травы,
По осени оставив семена.
Но поколенья, что придут на смену,
Свои пути проложат во вселенной,
Не смерть несут нам эти поколенья,
Но жизни нашей вечное продленье!
Д. Кугультинов
С именем заслуженного деятеля культуры Российской Федерации и Калмыцкой АССР Халги Баклановой (на снимке) связан значительный этап в развитии культуры нашей республики, почти четверть века трудовой деятельности в качестве заместителя министра и первого заместителя министра культуры РК.
Халга Улюмджиевна родилась 1 марта 1944 года в с. Соколово Бийского района Алтайского края. «Халга» по-калмыцки означает «дорога», поскольку девочка родилась по пути в больницу, куда отец на лошадях не успел добраться вовремя. Спасло то, что их сопровождала соседка Ольга Лоскутова, которая и приняла девочку. А наутро родственники узнали, что в больнице родился второй ребенок – мальчик, которого нарекли именем Эрдни – «драгоценный». Так, в молодой семье спецпереселенцев Баклановых родились близнецы, которых по-русски называли Валера и Люда. В Сибири чуть позже родились Тамара, Коля, Сережа. Их отец, Улюмджи Бакланович Бакланов, после окончания Саратовской школы милиции работал в правоохранительной системе, вплоть до выселения был начальником РОВД Малодербетовского района. Мама Сюля Бюрчиевна, до замужества окончив Астраханский техникум искусств, была актрисой и играла в Калмыцком драмтеатре. В Бийске Улюмджи Бакланова пригласили на работу в ГОВД, что для многодетной семьи спецпереселенцев было большой удачей и облегчило решение многих проблем, в том числе вопросы обучения детей.
В 1956 году по вызову оргкомитета по восстановлению Калмыцкой автономной области У. Бакланов выехал на родину.
Родители стремились дать детям хорошее образование. Халга окончила Калмыцкое педучилище, затем продолжила обучение в Калмыцком педагогическом институте, который окончила с отличием. Ее целеустремленность, активное участие в общественной жизни студенчества, в художественной самодеятельности не остались без внимания. Ее вместе с подругой Жанной Цеденовой, такой же деятельной и творческой, уже в годы учебы в вузе приняли в ряды КПСС – явление крайне редкое в то время. По направлению Минпроса КАССР Халга Улюмджиевна работает учителем русского языка и литературы, завучем в Ергенинской школе, а затем ее переводят на работу в школьный отдел Приозерного райкома ВЛКСМ (Кетченеры), а немного позже ее избирают вторым секретарем Приютненского райкома комсомола.
Начало и заметная часть трудовой деятельности Халги Баклановой приходится на время, называемое ныне в республике «эпохой Городовикова». Халга очень гордилась тем, что ей посчастливилось работать под его руководством, поскольку Басан Бадьминович непосредственно общался с молодежью и ее лидерами, встречался с секретарями обкома комсомола, знал их лично, бывал на всех конференциях областной комсомольской организации. В комсомоле Халга Бакланова вела работу со школьной и сельской молодежью, работала со студентами вузов, средних и высших образовательных учреждений, много сил отдавала военно-патриотическрму, интернациональному воспитанию подрастающего поколения. В то время впервые в республике проводились всесоюзные военно-спортивные игры «Орленок» и «Зарница», и Басан Бадьминович лично приветствовал юнармейцев. Конечно же, это придавало особый импульс патриотическому воспитанию детей и юношества, всему движению. После работы в обкоме ВЛКСМ Бакланова была направлена в Высшую партийную школу при ЦК КПСС в Москве. После возвращения работала секретарем Малодербетовского райкома КПСС. Здесь ее жизнь была наполнена решением вопросов культуры, здравоохранения, образования, укрепления их материально-технической базы, обеспечения сельскохозяйственных кампаний культурными мероприятиями, создания агитбригад, коллективов художественной самодеятельности и др.
Новый и очень важный этап жизни был связан с должностью заместителя министра, первого заместителя министра культуры РК (1981-2004). Она внесла значительный вклад в развитие культуры Калмыкии. Благодаря ее настойчивости, умению договариваться стали выделяться целевые места в лучшие профильные вузы для подготовки профессиональных кадров в различных сферах культуры, осуществлялись выезды творческих работников на стажировку в другие города, регулярной стала работа по повышению профессионального мастерства. Благодаря общим усилиям работников культуры и искусства Калмыкии зримо обозначились перспективы дальнейшего движения на пути освоения духовного наследия предков, появились школы джангарчи, новая плеяда исполнителей народного эпоса и творческие коллективы. Почти за четверть века работы Х. Баклановой в министерстве менялись руководители, приходили новые лица, она же продолжала работать и была как гарант стабильности и преемственности в ведомстве. Под ее руководством проходили все самые значимые события – празднование 375-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства (1984), 550-летие эпоса «Джангар» (1990). Важное место в культурной жизни Калмыкии занял первый республиканский конкурс молодых исполнителей калмыцкой песни им. У.Б. Лиджиевой (1990). Ставшие победителями Данара Шалханова и Эдуард Бурлаков, ныне широко известные исполнители, получили возможность побывать в Российской академии музыки и повысить профессиональное мастерство у именитых педагогов. В 1993 году был проведен фестиваль репрессированных народов «Репрессированные, но не сломленные», вошедший в целевой проект Минкультуры РФ, в 1996 году состоялось открытие монумента «Исход и Возвращение» Э. Неизвестного. Знамением в те годы стало обращение к своим истокам, появились новые праздники: «Джангариада», «Гимн тюльпану», инициированные руководством республики и реализованные министерством культуры РК. Это была, с одной стороны, трудоемкая работа, сопряженная с организационными, техническими вопросами, с другой – творческая, требующая написания сценариев, подбора музыки, исполнителей и проч. Все это осуществлялось под руководством Халги Улюмджиевны и ее творческой команды. Отрадно, что эти праздники ныне имеют свое продолжение, совершенствуются и развиваются, гармонично вплетаясь в культурную канву жизни нашего общества, восхищая и радуя многочисленных туристов из регионов нашей страны и стран зарубежья.
В воспоминаниях «Мне есть, за что тебя благодарить» о брате-близнеце Халга Улюмджиевна пишет, что он однажды, отвечая на вопрос корреспондента о том, что главное в работе, сказал: «…Это люди, с которыми работаешь». На вопрос о вечном ответил, что вечны для него все родные и близкие. И она отмечала: «Я тоже вслед за братом смею утверждать это». Так и есть.
Халга Улюмджиевна с уважением относилась к коллегам, умела делить их радости и печали, они часто бывали в ее гостеприимном, хлебосольном доме и с большим уважением относились к ней. Ее братья и сестра Тамара ушли из жизни раньше нее, прожив достойную жизнь, состоявшись в профессии, совершив все, что предначертано человеку. Как и раньше, Халга Улюмджиевна была для всей большой семьи Баклановых центром притяжения, опорой и советчиком для многочисленных племянников. Как и старшие Баклановы, племянники продолжили династию – стали офицерами правоохранительных органов. Халга Улюмджиевна гордилась их успехами, радовалась рождению самого младшего Егорова – Бакланова правнука Эрдни, которого назвали в честь прадеда Эрдни Улюмджиевича, держала его на руках. До последних дней ее окружали любовь, внимание, забота родных и близких.
Халга Улюмджиевна мужественно перенесла все невзгоды и трудности, что выпали на ее долю, прожила честную, достойную жизнь, став примером для потомков, своих родных и близких.
Нина ОЧИРОВА, ведущий научный сотрудник ЮНЦ РАН, заслуженный деятель науки РК