Фронтовики братья Таркаевы

24-04-2025, 11:54 | Память

Мы ничего с собой не заберем,
Ни дом, ни деньги… даже славу.
Мы как пришли, так и уйдем,
Лишь мужество свое в пример оставив…


Монгол Бадмаевич Таркаев – один из участников самой страшной войны в истории человечества. Он родился в 1922 году в красивом степном селе: старожилы вспоминают о траве по пояс, небольших озерцах. На фронт из этого села ушли почти сто молодых ребят.
Прекрасное детство было у нашего отца, который фотографию своего учителя пронес через войну, ссылку, Широклаг, палату смертников. Учителя звали Николай Санджиевич Мучулаев. С учениками он ставил театральные постановки, учил их любить музыку, пел. Один из его братьев был первым в Калмыкии скрипачом, другой до войны был эмчи – врач. Восхищение своим учителем, уважение к нему наш отец сохранил на всю жизнь. Уроки учителя спасли ему однажды жизнь.
…Страшная ночь в окружении не давала надежды. Но отцу было всего 18 лет, и он сказал: «Утром все равно расстреляют, я буду петь». Вот так подбадривая своих друзей-бойцов, он пел до утра. А когда взошло солнце, офицер из охранников выталкивал его прикладом, говоря: «Ты поешь – ты должен жить…» Так отец с друзьями под проливным дождем шли двое суток в Астрахань, где с товарищами продолжил боевой путь в 4-ой гвардейской Кубанской дивизии.
По воспоминаниям фронтовиков, главным качеством братьев Таркаевых – нашего отца Монгола и его старшего брата Бемби были смелость и великодушие. С детства помню слова его любимой пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Оба брата не прятались на фронте за чужие спины. Истекающего кровью, тяжелораненого солдата Мухлаева вынес с поля на себе Бембя. Монгол был знаменосцем полка, а Бембя – разведчиком.
В 1944 году они оказались в Широклаге. Отец, как имеющий отличия, был поставлен на хлеборезку. Он спас от голодной смерти многих калмыков, отдавал свою норму лагерного хлеба. Так он оказался в палате смертников. Болезни и голод не сломили отца, но самое страшное ожидало его в Сибири. Отец узнал, что от голода умерли его мать и младшая семнадцатилетняя сестра Боова, красивая и скромная девочка. Отец знал о ее мечте – голубом платье. Как брат он сделал почти невозможное: продал все, что имел, – драгоценный военный паек, хлеб, продукты и на вырученные деньги купил нежное голубое платье. Он положил это платье сестренке Боове на могилку…
Однажды, когда я учила какой-то урок и вслух читала: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях», отец попросил меня повторить эти великие слова. Уже повзрослев, я поняла силу его любви и уважения к окружающим, к нам, его детям.
Слово «дружба» для него было священным. То, как дружили два фронтовика, калмык Монгол Бадмаевич Таркаев и латыш Данат Матвеевич Божевник, незабываемо. Спустя более тридцать лет семья Даната Божевника нашла нас, потомков Монгола Бадмаевича, и приехала в гости в Юстинский район. Это была счастливая встреча!..
Испытания не сделали отца озлобленным. На памятнике-обелиске выбиты слова, сказанные его детьми: «Ты в вечности, и вечности цена тобою тоже определена… Творит ее твоя земная суть».
Потомки фронтовика, знаменосца полка Монгола Бадмаевича Таркаева живут и чтут его память в США, Франции, Калмыкии и в г. Москве. В семье каждого его внука, правнука есть его портрет, а его уроки великодушия, доброты и мужества передаются по наследству.
Вечная благодарность всем тем, кто победил фашизм!

Татьяна ТАРКАЕВА-АЛЬДИКОВА
На снимке: братья-фронтовики Кальчин Тугульчиев,
Монгол Таркаев, Тювян Шураев (ст. Уяр Красноярского края)