Побывать в крупнейшем в Европе буддийском храме...

27-11-2020, 14:36 | Общество

Наш сегодняшний гость – Намджен Утнасунова, член Совета по туризму при Главе Республики Калмыкия. Разговор состоялся, естественно, о развитии туризма в нашей республике.

– Намджен Бадмаевна, как вы, являясь одним из первых туроператоров, оцениваете перспективы развития своей деятельности (внутренний туризм)?

– Калмыкия – своеобразный, самобытный регион России, и имеет все условия для развития туризма, но этот потенциал не раскрыт в полной мере. Историческое наследие, географическое положение и природные ресурсы создают предпосылки для развития культурно-познавательного, религиозного, экологического, конного, спортивного и других видов туризма.
Как первый туроператор Калмыкии, мы уверены, что въездной международный и внутренний туризм в нашей республике имеет прекрасные перспективы для развития, и все, кто работает в нашей отрасли, готовы приложить свои силы и опыт для развития туризма в Калмыкии.
– Глава Калмыкии Бату Хасиков в одном из интервью отметил: «Сейчас становится популярным этно-, эко-, гастро- и спортивный туризм. У нас есть что показать гостям...». А вы как считаете?
– Я полностью согласна с Бату Сергеевичем. Нам есть что показать, чем удивить и чем привлечь туристов в республику.
Конечно, пандемия внесла свои коррективы в нашу работу, туристическая отрасль оказалась на грани банкротства. Но, благодаря своевременной финансовой помощи, которую оказало Правительство России и Калмыкии, мы выжили и продолжаем работать, хотя до сих пор и удаленно.
Но нам есть чем заняться, мы оттачиваем наши программы, проверяем маршруты.
Нами разработаны и доработаны экскурсионные, этнографические, экологические, гастрономические, религиозные туры, событийные и туры выходного дня, которые очень заинтересовали наших туроператоров, программы наших туров уже размещены на сайтах партнеров.
Этот год показал, что нельзя сдаваться, надо работать в любой ситуации и верить, что все наладится, мы стали острее понимать, какое это счастье иметь возможность путешествовать, узнавать что-то новое, общаться с новыми людьми.
Я верю, что текущая ситуация может стать уникальным шансом для внутреннего туризма, а сам туризм — локомотивом для развития экономики Калмыкии.
– Что предпочитают иногородние туристы? (Какие места/направления)?
– В этом году мы практически не работали, но, по опыту прошлых лет, могу сказать, что нашим туристам нравится в Калмыкии практически все, даже жара и дальние расстояния между местами показа. Очень впечатляет наша бескрайняя степь, нравятся тишина и воздух в степи, конечно же, очень впечатляют сайгаки и верблюды, лошади и птицы, тюльпаны и лотосы.
Все туристы хотят обязательно переночевать в кибитке, увидеть звездное небо, встретить рассвет и закат в степи.
Наши хурулы: «Золотая обитель Будды Шакьямуни» и «Сікўсн сўм»; Сити чесс и Ступа Просветления, мемориал «Исход и Возвращение», Национальный музей им. Пальмова и в целом город Элиста очень интересны туристам.
Маршруты «Тропа сайгака» и «Птицы Маныча», заповедник «Черные земли» являются хитом наших туров. Калмыцкие блюда также очень нравятся, все отмечают, что у нас очень вкусное и сочное мясо. Практически все туристы сразу же начинают с удовольствием пить наш калмыцкий чай, несмотря на то, что соленый чай очень экзотичен для россиян.
Нами разработаны межрегиональные турмаршруты сразу по нескольким южным городам: в Краснодар, Майкоп, Ставрополь, Астрахань и Волгоград, помимо г.Элисты.
Пользуются популярностью туры по городам Северного Кавказа: в Пятигорск, Грозный, Дербент, Махачкалу и Владикавказ.
– Вы впервые участвуете в конкурсе грантов?
– Да, мы впервые подали в этом году заявки на получение грантов, раньше вообще не участвовали в подобных мероприятиях.
Да и сам конкурс от Ростуризма проходил в этом году впервые. На его реализацию Правительство России выделило 1,2 миллиарда рублей. Получатели грантов, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вложить в проект собственные средства в размере не менее 30 процентов от объема запрашиваемого гранта и до конца года заключить соглашения. На реализацию проекта отводится шесть месяцев.
Наши три заявки вошли в число победителей грантового конкурса Федерального агентства по туризму, организованного с целью поддержки и развития внутреннего и въездного туризма.
Теперь нам предстоит кропотливая работа по их реализации до середины следующего года. Надеемся, что мы реализуем в срок все три наших проекта.
– Как вы считаете, что можно осуществить в рамках Совета по туризму?
– Я с большим воодушевлением встретила Указ Главы Республики Калмыкия от 8 октября 2020 г. № 243 «О Совете по туризму при Главе Республики Калмыкия».
Основными целями работы Совета являются выработка и реализация государственной политики в сфере туристской деятельности, стимулирование инвестиционной активности, поддержка перспективных проектов в сфере туризма в республике.
Вот этим и будем заниматься, время покажет, как будут прислушиваться к нашим вопросам, замечаниям и советам.
Могу сказать, очень рада, что развитием туризма в Калмыкии стали заниматься на самом высоком уровне, и надеюсь, что такое внимательное отношение к туризму даст свои плоды и туристическая отрасль республики займет достойное место в развитии экономики Калмыкии.
– Скажите, пожалуйста, каковы перспективы использования буддийского компонента для развития туризма?
– Религиозный туризм – это самостоятельный вид. У него, как и у других, есть свои разновидности: паломнический, религиозный туризм экскурсионной направленности.
Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций, которая неразрывно связана с самой сущностью любого вероучения. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, хотят помолиться в храмах. Республика Калмыкия – единственный буддийский регион в Европе, где также можно познакомиться с культурой и бытом калмыцкого народа.
Помимо двух известных хурулов – «Бурхн Багшин Алтн сўм» и «Сікўсн сўм» (п.Аршан), в Калмыкии есть и другие буддийские достопримечательности. Например, в Городовиковском районе находится первый в Европе буддийский тантрический монастырь, освящённый в честь ламы Зонкавы, а в Октябрьском районе – Храм Великой Победы.
Безусловно, Калмыкия – центр буддизма в России. У нас есть на что посмотреть, однако самое главное – есть что почувствовать. «...Забываешь, что ты в Калмыкии, в России. Голова очищается, проблемы кажутся ничего незначащими. Только ветер, быстро настигающий в степи, напоминает, что нужно двигаться дальше….» – это слова нашей туристки. Нам необходимо развивать религиозное направление, которое является частью въездного и внутреннего туризма.
– Способствует ли развитию туризма инфраструктура в РК?
– Из-за недостаточно развитой инфраструктуры многие туристы приезжают в Калмыкию лишь на один день. В лучшем случае – в туры выходного дня. Некоторые гости и вовсе не пользуются услугами турфирм, а осматривают местные достопримечательности самостоятельно. По оценкам экспертов, доля таких туристов в Элисте составляет не менее 50 процентов.Но ситуация постепенно меняется, появляются новые отели и кафе, мы, например, принимаем туристов от 3-х до 9-ти ночей, и проблем с размещением у нас в последнее время не возникало.
Постоянно работаем с тремя отелями: «Марко Поло» (4*), «Белый Лотос» (3*) и гостиницей «Элиста» (без*). Ко всем трем объектам размещения у нас нет нареканий, номерной фонд хорошего качества, в проживание включены завтраки, что очень важно, т.к. в Элисте только одно кафе «Столовая «Айс» предоставляет завтраки и начинает свою работу в 9.00 часов.
– Оцениваете ли вы возможность выхода в Каспий, как источник для курортного туризма?
– Скорее всего, нет, причина – в неразвитой курортной инфраструктуре региона. Многие туристы копят на отпуск целый год, они жаждут на отдыхе коктейлей и комфорта. А это, увы, не про Калмыкию.
В советское время большие деньги были вложены в черноморские здравницы, на их наследии сейчас ширится туристический бизнес в Краснодарском крае.
В Лагани, единственном городе, имеющем доступ к Каспийскому морю со стороны Калмыкии, – одна гостиница, несколько гостевых домов и кафе, комары и ни одного пляжа. Придется нанимать катер, чтобы искупаться на островах в море. Не все готовы к таким хлопотам.
– В нынешних условиях пандемии какие выводы вы сделали по развитию туризма?
– Туристическая отрасль – одна из тех в российской экономике, которая в числе первых пострадала в связи пандемией. Первая вспышка заболеваемости в России стала последствием возвращения граждан из зарубежных путешествий, и из-за распространения COVID-19 по всему миру текущие туры пришлось прервать, а запланированные на более поздний срок – отменить или перенести. В таких условиях туроператоры, турагенты, перевозчики и другие участники рынка туристических услуг понесли серьезные убытки. В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки развитие туристического бизнеса оказалось под серьезной угрозой.
Далее все будет зависеть от экономики в стране и уровня доходов населения. Но для восстановления компаний потребуются конкретные меры от государства. Негативные последствия от вынужденного простоя из-за пандемии ощутили на себе все представители туриндустрии, но тенденция к постепенному снижению в России уровня заболеваемости новой коронавирусной инфекцией дает надежду на то, что уже скоро ограничительные меры будут сняты, и туристическая отрасль сможет приступить к активному восстановлению своей деятельности.
– Какая доля ВРП Калмыкии приходится на турсферу?
– Считаю, что незначительная в настоящее время, тем более в период пандемии, когда вся отрасль под угрозой. Но надеемся, что в светлом будущем все изменится, и экономический эффект от развития туризма займет достойное место в формировании валового регионального продукта Республики Калмыкия.

Беседовали Арван КАРМАНОВ
и Амуланга УТЕЕВА


Побывать в крупнейшем в Европе буддийском храме...