О дате празднования Зул

24-11-2016, 12:06 | Традиции

В канун калмыцкого Нового года в обществе периодически появляются различные версии о точной дате проведения нашего национального праздника Зул. В этой связи вспоминается история об одном селе с тремя улицами, каждая из которых отмечала Зул и Цаган Сар в разные дни, поскольку имела своего "медлhч". Как бы то ни было, вопросы есть, значит, что есть повод выразить свое мнение по этой серьезной теме, так как это важно знать, прежде всего, молодому поколению.
Почему происходят разночтения при определении даты празднования Зул? Дело в том, что монахи-астрологи Центрального хурула "Золотая обитель Будды Шакьямуни" считают по тибетскому лунному календарю, берущему начало в Индии, а "медлhч", видимо, делают свои исчисления по китайской традиции, которая отличается от индийской. Именно поэтому появляются две совершенно разные даты, что, конечно же, вносит сумятицу в умы. Где же истина? Ответ прост: зри в корень...
Где появилось учение Будды? Конечно же, в Индии, затем оно распространилось в разные страны, в том числе в Китай и Тибет, который для нас, калмыков, стал духовной родиной. Именно там учились калмыцкие ламы, в том числе Зая-Пандита. Столетиями между Калмыкией и Тибетом существовали прочные связи, калмыцкие предводители считали за честь получить ханский титул от Далай-лам. Поэтому вполне закономерно, что испокон веку калмыки вели свой календарь по тибетской (индийской) версии. Как известно, учителем Первого Далай-ламы был великий реформатор буддизма лама Цонкапа, которого калмыки почтительно называют Зонква-гегян.Зул связан с его уходом в нирвану, и коль скоро Цонкапа- тибетский лама, то, думается, было бы справедливо определять дату празднования Зул именно по тибетскому (индийскому) календарю. Разумеется, нет большой беды в том, чтобы праздновать Зул по китайской или какой-либо другой версии, или, если кому-то это больше по душе, по "калмыцкому" календарю. Однако при этом необходимо твердо помнить, что есть веками освященные традиции, которыми мы не вправе пренебрегать.
Сегодня, как и раньше, наши ламы получают образование в тибетских буддийских монастырях. Они занимают ответственные посты в хурулах, в том числе и в Центральном, и всякие разговоры о том, что в калмыцких хурулах нет калмыцких лам - это, мягко говоря, неправда. Недавно мы услышали радостную весть: настоятель Центрального хурула Муутл-гелюнг успешно выдержал основные экзамены на звание "геше" - доктора буддийской философии. Санджи-гелюнг, Анджа-гелюнг, Санан-гелюнг, Санал-гелюнг и другие священнослужители прошли полный курс буддийского монастырского образования, проучившись по десять-шестнадцать лет. Заметим, что все они "гелюнги", цевр ламнр(чистые ламы), которые строго соблюдают монашеский устав - Винаю. Только такие авторитетные люди, в силу больших знаний и праведного образа жизни, имеют моральное право приобщать народ к Учению, вести религиозную службу, давать практические советы и, конечно же, объявлять о точной дате религиозных праздников, в том числе и Зул.
Однажды к главе буддистов Синьцзян-Уйгурского Автономного района (КНР) Шальван-гегэну обратились по поводу правильного определения даты празднования Зул. Учитель в специальном аудиообращении сказал, что поскольку в Монголии и Синьцзяне веками было сильно китайское влияние, они были вынуждены перенять многое, в том числе и китайский метод подсчета по лунному календарю. Он особо подчеркнул, что в наше время именно в калмыцких хурулах правильно высчитывают дату Зул, и выразил благодарность калмыцким ламам за их верность национальным традициям и заветам предков.
Как объявил Центральный хурул Калмыкии "Бурхн Багшин Алтн-сюмэ", в 2016 году Зул будет отмечаться 23декабря.

Арсланг САНДЖИЕВ