Есть ли у нас национальный интерес?

02-09-2021, 09:59 | Культура

Третьего сентября 1871 года в бывшем имении князя Тюменя произошла историческая встреча калмыцкого князя с императором России Александром II, которому хозяином было показано театрализованное музыкальное представление, состоящее из жанровых народных сцен, песен, танцев и джигитовки.

Императора это так воодушевило, что он тут же высказал пожелание видеть коллектив на следующий, 1872-й год, на 1-й Всероссийской политехнической выставке в Москве. Что и состоялось.
В Москве, на Ходынском поле, были к тому времени сооружены деревянные конструкции с ложами для vip персон и места для народа в виде амфитеатра. К представлению были выпущены приглашения и напечатаны к продаже билеты.
Успех был невероятный. На это представление случайно зашёл известный в Европе немецкий предприниматель и учёный барон Карл фон Гагенбек. Впечатлённый увиденным барон пригласил коллектив на гастроли по европейским городам и странам.
По инициативе предпринимателя Карла фон Гагенбека коллектив получил своё экзотическое название «Калмыцкий караван» и под этим названием гастролировал по Европе около 40 лет. Сохранились копии афиш, билетов, рецензий на представления коллектива тех времён. Сохранились копии рисунков европейских художников, сделанных от встреч с искусством и бытом нашего кочевого народа.
Кстати сказать: копии иллюстративного материала мне были присланы по моей просьбе американскими соотечественниками, взятые ими из европейских музеев.
По всем законам эти копии являются свидетельством того, что творческий коллектив князя Тюменя удивлял европейского зрителя в те далёкие годы. Это же и подтверждает, что, как и многие российские помещики того времени, калмыцкий князь содержал собственной творческий коллектив для показа гостям.
Таким образом, 3 сентября 1871 года с лёгкой руки российского императора Александра II следует считать днём основания Калмыцкого государственного академического ансамбля песни и танца «Тюльпан», как правопреемника первого профессионального национального творческого коллектива под названием «Калмыцкий караван».
Узнав о том, что в Калмыкии собираются отметить 150-летний юбилей ансамбля «Тюльпан», Кубанский государственный хор под руководством В.Захарченко тут же объявил о 210-летии со дня рождения коллектива. Хотя основанием для этого послужило создание церковного хора при кубанском казачьем соборе 1811 года.
Согласитесь, у калмыцкого коллектива больше оснований для признания 150-летнего юбилея Государственного академического ансамбля песни и танца «Тюльпан».
PS. Следует признать, что калмыцкая культура развивалась не только после Октябрьской революции, но и задолго до неё.
Знаю, есть и противники этой гипотезы, а как же без них?!
Приведу пример. Казань собиралась отметить 800-летний юбилей со дня основания. А с удовольствием и с помпой отпраздновали 1000-летие города! Поводом же послужила чешская монетка, найденная археологами в тысячелетнем слое. Ничего плохого не хочу сказать о татарах. Но они отодвинули споры в научных кругах и единогласно проголосовали за тысячелетний юбилей г. Казани. А почему? Да потому, что во главу этой истории они поставили национальный интерес.
Я хочу спросить всех нас, в нашем случае: «У нас есть национальный интерес?».
Если он есть, то давайте будем дружно от этого и плясать!..
Анатолий ОЧИРОВ,
заслуженный артист КАССР,
профессор Китайской академии искусств,
член международного Союза деятелей хореографии, член Союза журналистов РФ