Арджа Лобсан Туптен ринпоче

22-09-2020, 13:13 | Духовность

Приезды Гегяна в Калмыкию
Нынешний год богат на юбилейные даты, пять лет назад Калмыкию посетил Арджа Лобсан Туптен ринпоче. В эти же дни 21 сентября он отметил 70-летний юбилей. Он является земным воплощением отца ламы Цонкапы (калм. Зүүнква гегән), который почитаем среди калмыцких буддистов и с чьим именем неразрывно связан калмыцкий праздник, день рождения нации, праздник Зул. Арджа ринпоче (калм. Арҗа гегән) по происхождению является нашим соплеменником, ойратом из племени хошудов. В прошлом наравне с Джунгарским ханством существовало два ойратских государства, Торгоутское (Калмыцкое), чьей правоприемницей является нынешняя Калмыкия, и Кукунорское, территория Тибета и китайской провинции Цинхай. Арджа ринпоче в совершенстве владеет родным языком и проповедует учение Будды на калмыком языке для соплеменников в разных уголках мира. Вместе с шаджин-ламой Калмыкии Тэло Тулку ринпоче (в миру Эрдни-Басан Омбадыков), выходцем из американских калмыков, который является земным воплощением Тилопы, они - большие буддийские учителя калмыцкого (ойратского) происхождения.
Арджа ринпоче родился в 1950 году, в семье ойратских кочевников-хошудов, традиционно проживающих в районе озера Кукунор. Когда Ардже было два года, Х Панчен-лама, вторая по значимости фигура в Тибете после Далай-ламы, признал его реинкарнацией ламы Арджа – отца ламы Цонкапы. В семилетнем возрасте его направили в монастырь Кумбум, один из шести великих монашеских университетов Тибета. Его жизнь, привычный уклад, как и судьбы многих земляков, изменилась после вторжения и аннексии Тибета китайскими коммунистами. Его Святейшество Далай-лама XIV и многие тибетцы были вынуждены уйти в изгнание в Индию. Оставшиеся на Родине испытали весь тот ужас, что пришлось пережить калмыкам в 1920, 1930 и 1940 годы. Он сам пережил немало драматических событий и повторил судьбу многих калмыцких лам времен советской Калмыкии. Тем не менее в силу своих возможностей он пытался сохранить в чистоте древнее учение Будды на своей Родине. В конце 1990-х годов он смог бежать за границу. Сейчас Арджа ринпоче живет в США, в городе Блумингтон, где по просьбе Его Святейшества Далай-ламы IX возглавляет Тибетско-монгольский буддийский культурный Центр (TMBCC) при монастыре Гумбум Чамце Линг. Ранее его возглавлял брат Его Святейшества Далай-ламы IX. Арджа ринпоче, кроме просветительской и религиозной работы, занимается благотворительностью. Он пользуется большим уважением в Монголии и отмечен в этой стране высокой наградой, имеет ученую степень. Стоит сказать, что Арджа ринпоче поддерживает дружеские связи с представителями калмыцкой диаспоры США. Среди его друзей - семья Мошкиных, они потомки белых эмигрантов первой волны(1920-й год), хранители и пропагандисты духовного и культурного наследия заокеанской диаспоры.
В 2015 году он впервые приехал в Калмыкию, его приезд совпал с десятилетием со дня открытия «Золотой обители Будды Шакьямуни», крупнейшего храма буддистов Европы. Он принял участие в праздничных мероприятиях, а также научной конференции, читал лекции, посетил редакцию «Хальмг үнн», Фонд «Наследие имени Номто Очирова». Читал лекции о буддизме и познакомился с научной и творческой интеллигенцией Калмыкии, православным духовенством. Его второй визит в нашу республику состоялся в апреле 2019 года и был не менее насыщенным, он совпал с фестивалем тюльпанов, который ринпоче, или как его называют в Калмыкии, гегян посетил. Как и в первый приезд, он прочитал лекции по буддизму в Центральном хуруле, в также в поселке Аршан. В стенах КалмНЦ РАН(бывший КИГИРан) состоялась презентация его книги-автобиографии «Жизнь Арджа ринпоче и секрет золотой урны», деньги от продажы пошли на благотворительность. Также он оказал материальную помощь благотворительным, религиозным и культурным организациям республики. Посетил Лагань и место строительства открытой в 2019 году статуи Будды Майтреи. В оба визита Арджа гегян побывал в поселка Сарпа, который, по его словам, на карте Калмыкии занимает особое место в его сердце. В этом поселке живут его соплеменники, хошеуты. После вынужденной эмиграции этот поселок, по его словам, стал его второй Родиной. Он пообещал по возможности помогать калмыцким соплеменникам, а местные жителя свято хранят буддийскую тханку, подаренную (переданную) Арджой гегяном в 1990-е годы. В то же время Калмыкию стали посещать представители калмыцких диаспор и общин из разных концов света: США, Франции, бывшей Югославии, Китая, Монголии и других стран. Говоря о связях с китайскими соплеменниками, довольно хорошо они налажены с ойратами Синьцзяня, а вот с кукунорскими хошудами широких контактов нет. После завершения визита Арджа гегяна весной 2019 года, весной и летом того же года Калмыкию посетили две делагации китайских хошудов, впервые в новейшей истории Калмыкии. Считаю это добрым знаком.

Личная встреча

Я один из тех, кому в оба визита посчастливилось встретиться с Арджой гегяном. Данное событие считаю большим везением. Меня поразила скромность и детская, чистая доброта святого человека, живого божества, от которого буквально исходит светлая аура. Наша первая встреча в 2015 году состоялась в день его рождения, в редакции газеты «Хальмг үнн». Вместе с тогдашним редактором Менкой Конеевым и его предшественником Саналом Шавалиевым мы втроем встречали его у Дома печати. В редакции единственной в мире калмыкоязычной газеты прошла встреча, на которой собравшиеся задавали ему интересующие их вопросы, а он отвечал на чистейшем калмыцком языке. В тот день в моих руках была пачка чая, которую я на всякий случай купил в магазине. Сидевший рядом человек сказал мне, что у него сегодня день рождения – юбилей. Набравшись смелости и преодолев стеснение, подойдя к нему, обратился на родном языке: «Аҗа гегән, би таниг мендлсн өдрлә йөрәҗәнәв. Танд эн цә белгҗәнәв». После завершения встречи журналистка калмыцкого телевидения Тамара Надбитова, сопровождавшая гегяна, сказала мне: «Чи хөвтә көвүн бәәҗич». Через два дня мне снова посчастливилось с ним встретиться, на этот раз в стенах фонда «Наследие» имени Номто Очирова. В тот день руководитель Фонда Нина Санджарыковна Уланова заварила свежий калмыцкий чай – джомбу. Увидев меня, она попросила сходить и купить хадаки для предстоящей встречи, в тот день в Фонд пришел спортивный тренер Церен Бельтриков. И снова мы втроем, Нина Санджарыкона, Церен и я, ждем у входа. Как только Арджа гегян вышел из машины, мы пошли навстречу, но он, махнув рукой, попросил остановиться и сказал на калмыцком: «Стойте на месте, бабушка возрастом меня намного старше, по нашим обычаям я должен сам подойти к ней и оказать уважение». Данный поступок меня очень восхитил, как человека и калмыка, в то же время я не знаю, как описать свои чувства в тот момент, несмотря на свой высокий статус, он, как настоящий ойрат-монгол, следовал обычаю или, правильнее сказать, этикету предков. Нина Санджарыковна Уланова рассказала ему о нелегкой судьбе своего дяди и о том вкладе в калмыцкую историю, которую он внес. Познакомила с героическим и просветительским прошлым князей Тундовых, а также поведала об имеющемся у нее навершии знамени «Тугин бумб». Рассказала о деятельности своего Фонда и планах построить хурул в родном имении князей, на территории современной Волгоградской области. По окончании встречи было сделано фото на память. Весной 2019 года мне снова посчастливилось присутствовать на многих встречах, оба приезда гегяна сопровождал его ученик, тибетец Ген Чомпель. К удивлению многих, он знает калмыцкий язык, а научил его Арджа гегян, к слову, у него даже есть калмыцкое имя Эрднь (Эрдни). Мне довелось познакомиться с ним во второй приезд, он оказался легок в общении и, действительно, неплохо изъяснялся на калмыцком. Хочется верить, что достопочтимый Арджа Лобсан Туптен ринпоче и его ученик ген Чомпель(Эрднь) в будущем еще не раз посетят Калмыкию. А завершить очерк хотелось бы пожеланиями всех благ уважаемому Ардже гегяну.

Савр БУДЖАЛОВ