Возрождение республики: как это было...

14-07-2020, 17:55 | История

Калмыкия как автономная республика образовалась 100 лет назад. Но за небольшой с точки зрения истории период Калмыкия претерпела немало значительных событий.. Еще свежи в памяти народа те героические времена, когда уроженцы Калмыкии, солдаты и офицеры защищали Родину в Великой Отечественной войне ценой своей жизни, когда женщины и дети строили железнодорожное полотно Астрахань – Кизляр, когда, несмотря на несправедливую судьбу ссыльного народа, калмыки в Сибири и Средней Азии трудились во благо всей страны.
Но с еще большим рвением и самоотдачей они трудились при возвращении на родину. Об этих и других фактах свидетельствуют воспоминания репрессированных калмыков, участников двух социологических исследований, организованных Институтом комплексных исследований аридных территорий в 2013 и 2015 годах при поддержке Фонда президентских грантов.
В фокусе внимания исследователей, помимо тягот ссыльного времени, были воспоминания о периоде восстановления и возрождения республики. Именно вера и надежда на возвращение на родину давала силы нашим прадедам выживать порой в самых невыносимо тяжелых условиях.
Из воспоминания народного писателя РК, заслуженного работника культуры РК, ветерана Великой Отечественной войны Джимбиева Андрея Манганыковича: «Калмыки, конечно, говорили о родине, мечтали вернуться. Но постепенно стали думать, что останутся в Сибири навсегда. И вот в 1956 году пошли разные слухи, но верили в них с трудом... В 1957 году я с семьей вернулся в свою республику, в Элисту. Здесь была разруха. Такое было впечатление, что фашисты побывали здесь вторично. Многие дома, которые были целыми, в 1943 году, после освобождения города от немцев, были разрушены, разобраны местными жителями на хозяйственные нужды. Элиста выглядела ужасно, ее надо было строить заново.
Но в городе уже работал оргкомитет, куда обращались приехавшие калмыки, желающие устроиться на работу по специальности, а также те, кому негде было жить, по разным житейским проблемам. Меня назначили контролером-ревизором Контрольно-ревизионного Управления Министерства финансов РСФСР по Калмыцкой АССР. Эта должность помогла мне еще более увидеть, что необходимо было сделать для восстановления народного хозяйства, культуры, языка и литературы. Я понял, чем мог более действенно помочь своей республике. Это подтолкнуло меня взяться за перо.
И вот я стал писать стихи, рассказы, очерки, стал печататься на страницах газет «Хальмг ўнн» и «Советская Калмыкия». Темы подсказывала сама жизнь. Очень хотел, чтобы наша республика стала, как Ставрополь, другие города. Особенно был заинтересован в восстановлении Элисты, тем более, что являлся ее освободителем».
Там, в далекой ссылке калмыки все были на одном положении спецпереселенцев, а здесь, на родине, у них появилась возможность развивать Калмыкию во всех сферах жизни.
Из воспоминания заслуженного работника культуры Калмыцкой АССР Алексеевой Прасковьи Эрдниевны: «Находясь в ссылке, я лелеяла мечту о возвращении на родину... Однажды в газете наткнулась на объявление, что в Калмыкии открывается научный институт. Летом 1957 года я приехала специально в Калмыкию, чтобы найти работу... Но места в библиотеке Калмыцкого научно-исследовательского института истории, языка и литературы не было. Однако в обкомовской столовой встретила женщину, которая предложила мне заведовать только что открывшейся республиканской библиотекой. Я согласилась. В октябре 1960 года моя мечта работать в научной библиотеке исполнилась. Принимал меня на работу заместитель директора института Дорджи Антонович Павлов.
Работу пришлось начинать с нуля. Первоначальную основу фонда составляли книги из обменно-резервного фонда крупнейших библиотек страны: Государственной библиотеки им. В. И. Ленина, Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, научных библиотек Саратовского и Казанского государственных университетов. Не имея библиотечного образования, я поначалу столкнулась с определенными трудностями в комплектовании фонда, однако образование педагога-историка помогло мне в решении этих проблем. Прежде всего, в библиотеках были отобраны редкие и ценные издания, так как я понимала, что другой возможности больше не будет. Все, что касалось истории, культуры, даже если в них было просто упоминание о калмыках, я брала на заметку и старалась тем или иным способом приобрести их.
Некоторые редкие издания были в единственном экземпляре. В тот период еще не было возможности копировать. Я переписывала найденный экземпляр от руки, а после командировки срочно садилась за портативную машинку и перепечатывала.
Создавать и пополнять библиотеку мне помогали многие наши земляки из разных городов. Кроме этого, помогали мне и наши соотечественники из-за рубежа, такие, как американский ученый, профессор Мэрилендского университета Араш Борманджинов. До сих пор в фондах научной библиотеки КНЦ РАН хранятся книги, которые мы добывали вместе.
Я всегда считала, что, если будут книги в республике, будет и наука. Сегодня я с гордостью могу сказать: в том, что научная библиотека КИГИ РАН (КНЦ РАН) стала одним из крупнейших хранилищ литературы по калмыковедению и не только, есть и частичка моего скромного труда».
Жизнь в неволе в военное и послевоенное время, голод, тяжелый физический труд истощили народ. При возвращении на родину система здравоохранения была приоритетным направлением развития.
Из воспоминаний дочери заслуженного врача РСФСР Баякаева Павла Сангаджиевича: «Прибыли в Элисту в декабре 1957 года. А в Элисте всё было разорено до основания. …Павел Сангаджиевич работал врачом-хирургом республиканской больницы, был главным хирургом Министерства здравоохранения Калмыцкой АССР. В течение 10-ти лет возглавлял республиканскую больницу. Но какая это была работа! Это было поистине самозабвенное служение людям ради спасения их жизней: дни и ночи на работе. Для него больница была всем. Вызов мог поступить в любое время суток (ведь специалистов практически не было). После операции обязательно ночью должен был побежать посмотреть больного. Очень переживал за больных, за всю работу».
Из воспоминания врача-эксперта высшей категории, ветерана труда РФ Цакировой Полины Анатольевны: «Работы было очень много. Я была участковой медсестрой, подрабатывала в процедурном, хирургическом кабинетах, ночами – на скорой помощи. На тот момент мне исполнилось 18 лет, была молода, полна сил и энергии. Тогда была одна машина скорой помощи, на вызов выезжали водитель и фельдшер. На дорогах – ни асфальта, ни освещения.
…В то время самой большой бедой среди калмыков был туберкулез. Эта болезнь поражает все органы... Туберкулез среди калмыков встречался в очень запущенных формах. Много было людей с различными заболеваниями: горбатых (туберкулез позвоночника), хромых (туберкулез костей и суставов), слепых (туберкулёз глаз), с шишками на шее из-за туберкулеза лимфатических узлов.
Стояла острая необходимость в специализированном отделении для больных с этой страшной болезнью».
Свидетельства очевидцев говорят, что при возвращении на родину были действительно тяжелые условия, но большинство участников исследования отзывалось об этом времени, как о самом светлом периоде их жизни.
Из воспоминания почётного работника общего образования Убушиевой Светланы Ивановны: «В первые дни мы жили в тени землянки родственников. Палатку натянули и, так сказать, на улице жили. И никто не горевал, никто ни на кого не обижался, никто ничего не требовал. Все своими силами, с помощью родственников, друзей строили себе жилье и обустраивали свой быт. Удивительно, что значит чувство родины и чувство свободы. У всех: у руководителей, рядовых тружеников, у учителей был высокий оптимистический моральный дух и неиссякаемый трудовой и патриотический энтузиазм. У всех было желание учиться.»
Это было удивительное время, когда каждый человек хотел и знал, как может помочь при восстановлении Калмыцкой автономии, своей родины.
Из воспоминания ветерана труда РФ Боромангнаева Батыра Эрендженовича: «В Элисте я сразу же пошел работать, занялся энергетикой. Сначала инженером, потом меня назначили начальником производственно-технического отдела, а затем – и главным инженером. И в этой должности я в последующем и работал. Десять лет строил в Калмыкии линии электропередачи. Подстанции – все, что электрифицировано на территории республики, это дело моих рук и тех, кто работал в КМК-64. Совхозы, колхозы, фермы, отделения, вплоть до чабанских точек – за 10 лет работы полностью электрифицировали всю Калмыкию. До этого ни одна котельная не работала, ни одна школа, ничего не работало. Я постоянно ездил на самые тяжелые участки, мы все своими руками делали, показывали, как нужно, доводили до ума, проводили электричество в дома.
Помню, когда на животноводческих точках появлялось электричество, чабаны от радости пускались в пляс. Это же такое чудо! Можно было и холодильник поставить, и телевизор включить. Для жителей совхозов, колхозов, отдаленных чабанских точек всё это было, словно манна небесная. Вот такую радость мы приносили людям, в каждый дом».
Рассказывая об истории родного края, о том, что историю творят люди, такие, как и мы с вами, мы воспитываем у современного и будущего поколения чувство малой родины, гордости за себя и свой народ. И пусть та радость, которая была у наших высланных и вернувшихся предков, поможет и нам в будущем в развитии республики.

Лусара ЧЕМИДОВА,
научный сотрудник,
руководитель проекта «Калмыки: возвращение»